90 лет Хомутовской МТС





МТС – государственное сельскохозяйственное предприятие в СССР и ряде других социалистических государств, обеспечивавшее техническую и организационную помощь сельскохозяйственной техникой крупным производителям сельскохозяйственной продукции (колхозам, совхозам, сельскохозяйственным кооперативам). МТС сыграли значительную роль в организации колхозов и создании их материально-технической базы. В 1958 г. были упразднены. МТС осуществляли обслуживание и ремонт тракторов, комбайнов и другой сельскохозяйственной техники и сдавали ее в аренду колхозам.

Хомутовская МТС была образована 22 марта 1932 г. Контора находилась на месте нынешней библиотеки (библиотека МУК КСК Хомутовского МО).

МТС обслуживала колхозы Хомутовско-Урико-Лыловского куста со всеми прилегающими деревнями. До 1937 г. Хомутовская МТС обслуживала 15 колхозов, с 1937-го по 1947 г. – 17 колхозов. В их число входили такие колхозы, как «Рассвет труда», «Путь коммунизма», «Красный пахарь», «Красная заря», «Красное утро», имени Димитрова, «Пятилетка в четыре года», «Новая жизнь», в названиях которых отражалась революционная романтика. Земле-дельцы мечтали быстро преодолеть нужду и зажить в достатке. В составе Хомутовской МТС был даже колхоз с весьма экзотическим названием «Северный полюс». В 1950 и 1953 гг. произошли укрупнения колхозов, в итоге к 1953 г. Хомутовская МТС обслуживала 5 укрупненных колхозов. Всего за обслуживаемыми колхозами МТС было закреплено около 80 тыс. га земли.

В МТС в централизованном порядке поступала техника. В начале 1930-х гг. в МТС начинают поступать трактора отечественных марок СТЗ и ХТЗ, затем ЧТЗ. Пополнение МТС сельхозмашинами дало возможность своевременно про-водить полевые работы, повысить урожайность сельскохозяйственных культур. В 40-50 гг. Хомутовская МТС являлась центром хозяйственной и общественно-политической жизни на селе.

В 1947 г. было принято решение о строительстве на базе Хомутовской МТС образцовой МТС по Иркутской области. Все основное строительство происходило под руководством Михаила Агафоновича Верпето, назначенного в 1947 г. директором МТС вместо П.Г. Похилого.

Впервые в 1952 г. Хомутовская МТС под руководством Михаила Агафоновича Верпето была представлена на выставке ВСХВ, где работники МТС получили бронзовые и серебряные медали выставки. За высокие урожаи пшеницы, полученные в 1952, 1953, 1954 гг., Хомутовская МТС дважды была участником Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве. Большая заслуга в повышении урожайности зерновых культур принадлежала главному агроному МТС Степану Григорьевичу Василенко.

В 1957 г. представляли МТС на всесоюзной выставке: Михаил Агафонович Верпето (директор МТС), помощник бригадира тракторной бригады МТС Степан Александрович Шукшин, трактористы Павел Александрович Павловский, Петр Федорович Клыпин, Виктор Дмитриевич Горяшин, Степан Иванович Малых, Василий Алексеевич Казанков, Иван Михайлович Малых, Прокопий Андреевич Давыдов, Прокопий Алексеевич Ченских, Алексей Феоктистович Буйнов, Петр Ильич Перевозников, Анатолий Павлович Горяшин, Петр Васильевич Лылов, Василий Александрович Бурлев, Александр Семенович Казанков, Михаил Ильич Зыков, Анатолий Яковлевич Третьев, Иван Иннокентьевич Рютин, Иннокентий Иннокентьевич Ширяев, Иннокентий Александрович Ферферов, Михаил Егорович Давыдов, Федор Ильич Королев, Александр Михайлович Лаптев, Тимофей Иванович Садовников, Тимофей Иванович Емельянов, Александр Григорьевич Садовников, Степан Алексеевич Донских, Степан Васильевич Григорьев, Дмитрий Иванович Парфенов, Петр Егорович Парфенов, Петр Иванович Парфентьев, Филипп Александрович Карцев, Петр Дмитриевич Кондратьев, комбайнеры Михаил Степанович Горяшин, Степан Михайлович Хороших, кузнец Петр Иванович Бахматов, учетчик-заправщик Николай Александрович Рукавишников, слесарь Василий Иванович Бахматов, медик МТС Дапуте Иоза Бразит, токари Идрис Михайлович Бахтаиров, Алексей Иванович Казанков, Иван Николаевич Меринов, сварщик Федор Григорьевич Пшеничный, молотобоец Федор Иванович Волынкин, Петр Матвеевич Корнилов, фрезеровщица Зита Бразене, завнефтехозяйством МТС Дмитрий Николаевич Казанков.

 Всего в Хомутовской МТС к 1955 г. работало 16 тракторных бригад, бригадирами тракторных бригад были: В.И. Зеленцов (бригада № 1), И.Д. Парфенов (бригада № 2), И.А. Лавыгин (бригада № 3), Д.И. Парфенов (бригада № 4), М.В. Латышев (бригада № 5), А.В. Баянов (бригада № 6), И.И. Выгузов (бригада № 7), П.И. Порошин (брига-да № 8), Г.Н. Давыдов (бригада № 9), И.И. Бурлев (бригада № 10), В.Е. Давыдов (бригада № 11), И.П. Ишимцев (бригада № 12), М.Н. Ширяев (бригада № 13), К.М. Давыдов (бригада № 14), В.В. Окунев (бригада № 15), В.И. Иванов (бригада № 16).

Хомутовской МТС в разные годы руководили: И.А. Снегирев (1932–1937), А.С. Савин (1937–1938), Г.А. Пер-фильев (1938–1945), П.Г. Похилой (1945–1947), М.А. Вер-пето (1947–1959), В.П. Козлов (1959–1963). Многие годы на предприятии работали механики Н.Г. Волынкин, Н.И. Парфенов, И.С. Малых.

Еще в 1940 г. при МТС были организованы курсы трактористок. В разные годы трактористами женских тракторных бригад Хомутовской МТС стали многие девушки села. Самым сложным периодом деятельности МТС были 1939–1945 гг.: с одной стороны, время индустриализации (в т. ч. и сельского хозяйства), с другой – тяжелые годы войны, когда на женские плечи легла вся мужская работа.

Основным производственным звеном в МТС являлась постоянная тракторная бригада, которая выполняла различные работы в колхозах. За каждой бригадой закреплялись тракторы, различные сельхозмашины. Трактористам и другим рабочим тракторных бригад МТС за работу в колхозах начислялись трудодни, в зависимости от количества и качества произведенной работы и выполнения планового задания по урожайности. За каждый трудодень трактористы, бригадиры тракторных бригад и их помощники получали денежную оплату. Производилась также натуральная оплата зерном.

31 марта 1958 г. Верховный Совет СССР принял Закон «О дальнейшем укреплении колхозного строя и реорганизации машинно-тракторных станций», согласно которому сельскохозяйственная техника МТС продавалась колхозам и совхозам. После расформирования Хомутовской МТС сельскохозяйственная техника была передана непосредственно колхозам, которые в то время не располагали подразделениями для ремонта и обслуживания все возрастающего количества техники.

МТС постепенно реорганизовалась в ремонтно-техническую станцию. Впоследствии Хомутовская МТС была преобразована в предприятие «Иркутская Райсельхозтехника».

 

Кочнева Ирина, главный библиотекарь, краевед.

Используемая литература:

Хомутовское муниципальное образование: вчера, сегодня, завтра : историко-краеведческий словарь / Издание доп. и переработанное – Иркутск: Изд-во Форвард, 2020 – 448 с., илл.

Ангарские огни. -1970. - № 20. -  С. 2-3.

Восточно-Сибирская правда. - 1997. - № 48. - С. 2.

Ленинские заветы. - 1957. - № 106. - С. 2.


пн

вт

ср

чт

пт

сб

вс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

Карта сайта
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих
персональных данных. Подробности в - ПОЛИТИКЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ